ОСКАР УАЙЛЬД. ЖИЗНЬ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА

Личность – воистину загадочное явление. О человеке нельзя судить только по его поступкам. Он может строго держаться закона и быть дрянью. Он может преступить закон и быть достойным восхищения. Он может быть дурным, не сделав ничего дурного. Он может согрешить против общества и через этот грех достичь совершенства.

Ирландец, ставший живым воплощением неповторимого английского юмора и образа жизни, жестоко отвергнутый консервативной Англией, а спустя столетие коронованный ею же в качестве одного из величайших национальных гениев.

Его имя стало стойко ассоциироваться с гедонизмом, внешним блеском, высшим светом, порочными, противоестественными связями, что провоцировало всевозможных борзописцев соревноваться в остроумии, сочиняя на Оскара Уайльда и его произведения высмеивающие пародии, эпиграммы, шаржи, карикатуры. Такое внимание Оскар Уайльд почитал как признак настоящей известности и с любопытством рассматривал очередную такую работу в свежем газетном выпуске. Строгий, консервативный мир викторианской Англии любил и беззастенчиво смеялся над этим чудаком, нарушавшим мыслимые приличия и общественные правила. Оскар Уайльд преступал границы дозволенного с такой изящной непринужденностью и блестящим остроумием, что бесчисленная вереница преданных злопыхателей безнадежно падала жертвой его поражающего обаяния.

Оскар Уайльд бросал пресной английской закоснелости один вызов за другим. Английское общество долго и терпеливо сносило колкие щелчки со стороны Художника, жившего так, как диктует его внутренняя свобода и достоинство. Неслыханная дерзость – столь неосторожно упускать из вида непреложные законы, которым должны следовать все без исключения. Несмотря на то, что викторианская эпоха к концу века уже изживала себя, она, руками недалеких судебных исполнителей с невиданным доселе зверством покарала Оскара Уайльда за то, что он посмел считать себя таким исключением.

25 мая 1895 года Оскар Уайльд был осужден на два года за непристойные отношения с лицами мужского пола. Беспрецедентно большой срок для обвинения в подобном «преступлении» отражал не столько порицание за противоестественные отношения, считающиеся вопиющей перверсией, сколько приговор общественной морали XIX века за демонстративное пренебрежение к ней. Англия, как это часто бывает, не была готова к своему герою, она не принимала его, возмущалась им, терпела и, в конечном итоге, приговорила к тюремному заключению.

Трагедия и отчасти удача Оскара Уайльда заключалась в том, что он появился и вовремя и одновременно слишком рано. Своей неординарностью, искрометностью и слишком точной проницательностью он выделялся на фоне усредненного, цензурированного английского общества так, что именно за счет этого общества, выше которого он был на несколько голов, вошел в его историю.

Люди редко смотрят глубже поверхностной видимости и запоминают вовсе не то, что следовало бы. Эстетически воспевая и поэтизируя красоту зла и порока, каждое свое произведение он завершал торжеством добра и милосердия, переступая границы общепринятого, он всегда следовал принципам внутреннего достоинства и благородства. Он почти в одиночку боролся против косной, затвердевшей в своей ограниченности цензуры, успешно боролся за права людей и детей, содержавшихся в нечеловеческих условиях английских тюрем. Обладая большим и добрым сердцем, он никого не оставлял в беде и прощал тех, кто отвернулся от него в годы тяжелых страданий и несчастий.

 

Смерть будущего национального гения прошла никем не замеченной. 30 ноября 1900 года в Париже уход Оскара Уайльда ознаменовал собой завершение целой викторианской эпохи в Англии.

Другие статьи

Анна Тоскина

Please reload

© 2011-2019, Интернет-радиостанция "СПОКОЙНОЕ РАДИО - ТИХАЯ ГАВАНЬ ДЛЯ ВАШЕЙ ДУШИ" (12+). Все музыкальные композиции, транслирующиеся в эфире, представлены исключительно для ознакомления.