ЛЮБОВЬ И МОРАЛЬ ДЖОРДЖА БЕРНАРДА ШОУ

Мир не был бы сотворен, если б его творец думал, как бы не причинить кому-нибудь беспокойства. Творит жизнь – и значит творить беспокойство.

«Пигмалион»

Жизнь Джорджа Бернарда Шоу была небогата внешними событиями. Его не терзали личностные трагедии или социальные лишения, он был вполне успешен в жизни и пользовался неизменной популярностью у публики, получив награду «Оскар», Нобелевскую премию, хотя и только во второй половине своей жизни. Но несмотря на чересчур гладкое внешнее благополучие, на долгую и активную жизнь (он прожил до 94 лет), Джордж Бернард Шоу является самым известным ирландским драматургом, составляя главную культурную гордость Ирландии в компании с Оскаром Уайльдом.

Ирландский драматург своей жизнью и творчеством выявил главные болевые точки современного мира. При жизни он имел репутацию потешного старика, веселящего почтенную публику, смех которой был вызван слишком хлестким столкновением с правдой. Джордж Бернард Шоу прослыл самым настоящим чудаком только потому, что обладал личностным качеством, немыслимым для английского общества, – он говорил правду. Сейчас «парадоксы» Джорджа Бернарда Шоу зачастую смотрятся весьма скудно именно в силу своей очевидности. Это самая простая правда, которая была шоковой терапией для общества, закосневшего во внешне декларируемой (но редко исполняемой по существу) морали и потому вызывающая несколько нервический смех.

Писатель Дмитрий Быков, ратуя за воссоздание понимания наследия Джорджа Бернарда Шоу, отмечает, что среди английских писателей он сказал самое главное о любви. Любовь, выступая способом познания мира, формирующим миросозерцание, миропонимание, никогда не расцветет на изведанных землях. Он разрешил главный вопрос любовной симпатии, кого мы ищем в мире: похожих на нас или противоположных нам по духу? Этот вопрос был им разрешен в, пожалуй, самое известной и самой несерьезной с точки зрения самого автора, пьесе «Пигмалион». Джордж Бернард Шоу полагал, что у двух абсолютно похожих людей нет никаких шансов быть вместе, потому что человеку неинтересно со своей копией, о которой он знает все. В таком случае нет путей развития, это тупик, скука и праздность. Человек не может органично существовать с тем, кто не является для него хоть в какой-то мере загадкой. Поэтому профессор Хиггинс никогда не будет вместе со своей Галатеей, которую он создал своими руками. Для любви критически необходима тайна, непонятное, загадочное, что влечет и создает условия для общего движения вперед.

Джордж Бернард Шоу запомнился миру своими парадоксами, выстроенными на очевидности, пьесами, которые он считал проходными и легкомысленными, экстраординарностью очень понятных и простых поступков. До сих пор не прочитанный и не понятный, чудаковатый ирландец, тем не менее, навсегда останется истории мировой литературы.

Анна Тоскина

Другие статьи
Please reload

© 2011-2019, Интернет-радиостанция "СПОКОЙНОЕ РАДИО - ТИХАЯ ГАВАНЬ ДЛЯ ВАШЕЙ ДУШИ" (12+). Все музыкальные композиции, транслирующиеся в эфире, представлены исключительно для ознакомления.