МИКЕЛАНДЖЕЛО КАРАВАДЖО: В ПЛЕНУ СВЕТА И ТЕНИ

Великий Караваджо был творцом –

Его побаивалась мать-природа.

Как часто переменчивая мода

Была худого мнения о нем.

Он обладал талантом и умом,
Но главным для него была свобода,
И в благодарной памяти народа
Навечно он остался бунтарём.

Джамбаттисто Марино

Микеланджело Караваджо создал совершенно новое направление в живописи, которое часто называют по его имени – караваджизм, поскольку ни с чем близким сравнить новый художественный метод невозможно. Он не просто перевернул с ног на голову академическую живопись, бытовавшую во второй половине XVI века, но и определил развитие художественной мысли в целых европейских школах следующего столетия и предвещал наступление романтической эпохи XVIII века.

Караваджо работал в те времена, когда в живописи царил общепризнанный академизм. Живопись стала нормативным искусством, в котором гармоничность, законченность и качество полотна  зависело от выполнения четких правил композиции, сочетания цветов и т.д. Но когда рождается гений, то правила и каноны перестают действовать, яростно отрицаются непримиримыми натурами, в руках которых рождаются подлинные шедевры. Таким человеком оказался Караваджо.

С помощью новаторского средства передачи оглушительного света сквозь густой мрак, художник открыл новый способ восприятия мира, он пугающе близко приближается к натуралистическому изображению сцен, чего не удавалось достичь ни одному художнику до него. Искусство Караваджо обладает высокой степенью эмоциональной убедительности, оно трогает, задевает за живое, обращается к чувствам самого простого человека, не обладающего обширными познаниями в тонкостях искусства. Это стало одной из причин быстрого роста прижизненной популярности Караваджо: его доступность для понимания, сила эмоционального воздействия, максимальное приближение религиозных сюжетов к реалиям настоящего времени позволяло найти путь к сердцам церковного главенства, ценителей искусства, а также простого народа.

Главным средством достижения драматичности, эмоциональной силы произведений для Караваджо стал свет, с которым художник действовал воедино. Он направляет свет туда, где звучит истина, где сосредотачиваются самые важные части действия, где решаются судьбы и наступает смерть. Ирония заключается в том, что жизнь самого Караваджо далеко не была преисполнена божественным светом. Напротив, уравновешивая изобилие света в художественных работах, Караваджо слыл большим бунтарем и нарушителем общественного спокойствия. В перерывах между работой над религиозными полотнами, преисполненными божественного вдохновения, Караваджо постоянно вступал в драки, перепалки, побоищи и потасовки. 28 мая 1606 года одна из таких батальных сцен закончилась смертью соперника, и Караваджо был вынужден пуститься в бегство из Рима в Неаполь. Примечательно, что в Риме Караваджо был объявлен вне закона, с чем горячо можно согласиться, ведь жизнь художника – это нарушения всех рамок дозволенного.

Гениальность Караваджо отказывалась принимать каноны не только живописного мира, но и мира человеческих отношений. Несмотря на вызывающее асоциальное поведение, с неумолимой скоростью возрастающее число преследователей и недоброжелателей, Караваджо не имел недостатка в престижных заказах. Интерес к потрясающим старый мир и традиционные устои полотнам художника был выше всех его злодеяний.

Он перевернул мир живописи, но жизнь свою сохранить не смог. Обстоятельства смерти Караваджо неизвестны по сей день. Его след обрывается 18 июля 1610 года в городе Порто-Эрколе, где художник в возрасте 38 лет пытался перевезти свои полотна в Рим в обмен на помилование папы Павла V. Причина смерти Караваджо неизвестна, но известно точно, что сила его таланта с большим трудом вмещалась в человеческое тело, она была настолько выше ограниченных возможностей человека, что привела к губительному саморазрушению и скорой смерти.

Анна Тоскина

Вернуться назад

Другие статьи
Please reload

© 2011-2019, Интернет-радиостанция "СПОКОЙНОЕ РАДИО - ТИХАЯ ГАВАНЬ ДЛЯ ВАШЕЙ ДУШИ" (12+). Все музыкальные композиции, транслирующиеся в эфире, представлены исключительно для ознакомления.