РЕНЕ МАГРИТТ: ФИЛОСОФИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ ЖИВОПИСИ

Искусство живописи, которое лучше назвать искусством подобия, может выразить в красках идею, вмещающую в себя только образы, которые предлагает видимый мир, интуиция подсказывает художнику, как расположить их, чтобы выразить тайну.

Рене Магритт

Загадка популярности и распространенности в массовой культуре работ Рене Магритта объясняется тем, что художник ставит главные вопросы, не давая на них прямых ответов. Художественные полотна бельгийского художника всегда многозначны, многослойны. В них можно провалиться как в глубокий колодец, погружаясь в пространство бесконечных символов и смыслов, что делает его работы настоящими произведениями искусства. Каждый человек смотрится в картины Рене Магритта как  в зеркала, которые отражают не то, что можно увидеть в реальном мире. Эти картины отражают смотрящегося в них человека, вытаскивая из его личностные смыслы, тревожащие его вопросы. Поэтому нет необходимости пытаться понять, что художник хотел сказать в той или иной картине, ведь он стремился заставить людей думать самостоятельно, размышлять над важными для них вопросами.

Рене Магритт был замкнутым интровертом, ведущим уединенный образ жизни. Он всю жизнь прожил со своей единственной любовью  и музой – Жоржеттой Бергер, с которой познакомился в 15 лет. Его жизненные привычки шли вразрез принятому стереотипному образу шумной, веселой, беспорядочной и разгульной жизни художника. Так, что некоторые доброжелатели, увидев безукоризненный порядок в комнате художника, остроумно удивлялись, а действительно ли он художник. Вся жизнь и творчество Рене Магритта были воплощением разрушений стереотипных представлений.

Проработав четыре года на обойной фабрике, Рене Магритт, соединившись со своей женой и верной вдохновительницей, решается начать путь художника, перебравшись в центр авангардной живописи – в Париж, где вступает в кружок провокационный сюрреалистов. Очень скоро он  покинул сюрреалистов, следуя внутреннему стремлению к осуществлению собственного индивидуального пути, где нет места назиданиям и советам со стороны коллег или друзей.

Рене Магритт стал создателем магического реализма в живописи. Через обыденные, повседневные формы и вещи, с которыми человек сталкивается в быту каждый день, он стремится вскрывать иллюзорность простоты и понятности окружающей действительности. Через воплощение самых банальных предметов художник снимает с действительности покров привычности, обнажая смысл, заключенный в повседневности.

Персонажи мира, созданного бельгийским художником, не смотрят на зрителя, он им не интересен. Их взгляды направлены по ту сторону, в дали, в неизвестное, в сторону непостижимой и вечно ускользающей сути вещей. А если джентльмен с котелком, ставший официальным представителем Рене Магритта в сознании массовой культуры, поворачивается к зрителю лицом, то оно оказывается скрыто некоторым предметом (яблоком, цветами), который выступает неодолимой преградой в познании мира. Впрочем, это было бы уже трактовкой живописного полотна, а трактовка, согласно завещанию художника, может быть только сугубо субъективной.

Рене Магритт в творчестве воплощал попытку заглянуть за грань жизни, в вечность, в самую суть вещей, в смерть. Однако такая возможность ему представилась только 15 августа 1967 года в Брюсселе, когда художник в возрасте 69 лет смог преодолеть будоражащую его сознание грань, отделяющую жизнь от смерти.

Анна Тоскина

Вернуться назад

Другие статьи
Please reload

© 2011-2019, Интернет-радиостанция "СПОКОЙНОЕ РАДИО - ТИХАЯ ГАВАНЬ ДЛЯ ВАШЕЙ ДУШИ" (12+). Все музыкальные композиции, транслирующиеся в эфире, представлены исключительно для ознакомления.