ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ: ХУДОЖНИК ИЛЛЮЗИЙ

Прекрасная женщина, увиденная из окна машины, может мне дать толчок к творчеству.

Федерико Феллини

С самого детства Ф. Феллини отличался сильно развитым воображением, что находило отражение в его неодолимой склонности к сочинению историй. Эта способность очевидным образом понималась в мире строгих окружающих его взрослых людей как простое вранье. Однако в действительности это было, без сомнения, проявление избыточной фантазии и неуемного воображения, которому было тесно в рамках привычной реальности и то и дело стремилось вырваться за ее обыденные пределы.

Возможно, в этом и состоит феномен великих, значительных в исторической эпохе художников – они узнают о существовании границ только для того, чтобы иметь возможность оставлять их далеко позади. Система координат Ф. Феллини разительно отличалась от тех, в которых жили его современники: в ситуации, где его пытались пристыдить, он испытывал чувство гордости, там, где надо было разочаровываться, он черпал вдохновение и идеи для произведения искусства, там, где суровые семейные традиции должны подавлять волю, они вызывают в нем еще большее сосредоточение творческой энергии. В нем билась жизнь, не ведающая притеснения со стороны общепринятых значений, правил и смыслов, потому что правила и смыслы он создавал принципиально новые, свои.

Ф. Феллини всегда находился в чутком диалоге с окружающим миром, видел в происходящих событиях, самых незначительных случайностях не простое совпадение, а сообщения от Вселенной. Мир для великого режиссера – это материал, с помощью которого можно рассказывать истории. Наверное, по этой причине он с таким уважением относился к тем символам, которыми была преисполнена воспринимаемая им реальность. Творчески перерабатывая жизнь, он конструировал из пространства бесплотных фантазий мастерские модернистские кинополотна.

Киноискусство выступало для большого художника местом, где он мог свободно творить метафорическое пространство жизни, за причудливыми образами которого скрывались его представления о смысле жизни, сущности человеческих отношений,  не знающем предела одиночестве, смерти и подлинной цене проживаемой жизни. Картины Ф. Феллини ценны тем, что они не шли на поводу у сомнительного вкуса публики, не стремились к тому, чтобы собрать внушительную кассу, и в принципе были бесконечно далеки от приземленных, насущных человеческих потребностей. Их значимость состоит в том, что они ставят перед человеком вопросы, не давая ответов, заставляют его остановиться и задуматься над тем, где, как и зачем он существует.

При этом грань между истиной и вымыслом стиралась в сознании режиссера настолько, что он и сам не смог бы доподлинно ответить на вопрос, что из его рассказов правда, а что – отголоски иллюзорного мира, в который он был погружен. Впрочем, такую позицию легко можно понять, ведь в реальной жизни его поджидали марширующие толпы обезумевших фашистов, судебные иски об уплате налогов, острая нехватка финансов для воплощения своих фантазий в киноленты, общение с назойливой прессой, недалекого ума продюсерами, у которых приходилось просить деньги. От мира, пораженного язвой фашизма, хотелось бежать без оглядки.

Фильмы Ф. Феллини сегодня из полета вдохновенной фантазии переместились на заслуженное почетное место мировых киношедевров, определивших дальнейшее развитие кинематографа и задавших высокую планку настоящего искусства. Сотворив из безумия XX века фантасмагорическое исступление творческой силы, отраженной  на кинополотне, сегодня великий мастер продолжает жить в работах современных режиссеров.

Анна Тоскина

Вернуться назад

Другие статьи
Please reload

© 2011-2019, Интернет-радиостанция "СПОКОЙНОЕ РАДИО - ТИХАЯ ГАВАНЬ ДЛЯ ВАШЕЙ ДУШИ" (12+). Все музыкальные композиции, транслирующиеся в эфире, представлены исключительно для ознакомления.